Главная страница
Аристотель
Жана д'Арк
Наполеон
Боливар
Леонарда Да Винчи
Джон Кальвин
Уолтер Рэли
Джозеф Листер
Маркиз де Лафайет
Джордж Карвер
Букер Вашингтон
Чарлз Дарвин
М.О. Гершензон
А.И. Опарин
Л.С. Выгодский
Карл Пирсон
Вильгельм Вундт
Чат для Знаменитых

Михаил Осипович Гершензон.

       Михаил Иосифович Гершензон родился в семье купца 2-й гильдии. Начальное образование получил в Кишиневе, сначала в религиозной школе – хедере, потом в прогимназии и гимназии (1883 - 1887). Отец Гершензона считал, что единственный путь к карьере для иудея в России лежит через техническое образование. Поэтому в 1887г. М.О. Гершензон едет в Берлин, где слушает курс лекций в Политехникуме. Однако природная склонность к гуманитарным занятиям приводит его в Берлинский университет, где он слушает (в качестве вольнослушателя) лекции по истории философии. Техническое образование не привлекало его, Политехникум он так и не закончил. По возвращению домой, в 1889г., он посылает запрос в министерство народного просвещения с просьбой разрешить ему поступить в один из российских университетов и, получив положительный ответ, сдает экзамены в Московский университет (1889). В 1894г. он окончил университет по историко-филологическому факультету, где написал блестящую работу по истории Древней Греции, получившие золотую медаль (1893) («Афинская» полития Аристотеля и «Жизнеописания» Плутарха) и опубликованы в 1895г. в «Университетских известиях». Это давала права на «оставление к приготовлению к профессорскому званию» при кафедре. Но Гершензон был Иудей, и на него это правило не распространялось. Изнурительный литературный труд (еще студентом М.О. Гершензон сотрудничает в «Настольном энциклопедическом словаре братьев Гранат»(1893) с целью обеспечить семью (в 1894г. писатель официально заключает брак с М.Б. Голденвейзер, перешедший ради этого из православия в лютеранство)). В 1894г. он поступает на должность заведующего редакцией литературно-критического журнала «Критическое обозрение». Другое направление деятельности писателя – сотрудничество с крупнейшими издателями и меценатами – К.Т. Солдатенковым и М.В. Сабашниковым для которых Гершензон осуществляет перевод зарубежной классики. НА деньги К.Т. Солдатенкова в 1899г. писатель едет в Берлин, где занимается пушкиновеческими изысканиями. Педагогическая деятельность в конце века (участие в комиссии по организации домашнего чтения) приводит к крепкой дружбе с председателем комиссии – Е.Н. Орловой – внучкой декабриста М.Ф. Орлова. Материалы собранные в Берлине, а также архивы Орловой легли в основу первых крупных работ исследователя – книги «Грибоедовская Москва», исследования, где соединяются изящный стиль изложения с острой мысли и оригинальности выводов (М., 1914). Другой источник по истории начала XIX в. – материалы полученные от сына А.И. Герцена, а знакомства с Н.А. Огаревой-Тучковой открывает доступ ее архивам (1900), где Гершензон обнаружил документы не только Герцена и Огарева, но и их ближайшего окружения. Архивные материалы, найденные Гершензоном, дали направления в изучение декабризма, славянофильства и «левых» направлений общественно-политической мысли. НО этим не исчерпываются интересы исследователя: борьба общественных мнений начала XIXв. Привела к необходимости осмыслить всю полноту взглядов эпохи. Тут интерес к филокатоличеству (П.Я. Чаадаев. Жизнь и мышление. – СПБ., 1908) и русской мистике (участие в сб. «Масонство в его прошлом и настоящем»: мысли 2т. – М., 1914). Фигуре, стоящей в стороне от общественной мысли России XIX в., хотя и находящей в тесной связи с ней, В.С. Печерину посвящает особый очерк (М.,1910). Направления исследования Гершензона можно охарактеризовать словами «история молодой России», которым писатель хотел провести параллель с «молодой Германией» и «молодой Италией». Основные методы вырабатываются Гершензоном еще в университете и Комиссии по чтению в начале XX в., но окончательно закрепились в 1911г., когда писатель переводил книгу Г. Лансона «Метод в истории литературы». Каков же принципы в исследования, положены Гершензоном в основу своего исследования? История литературы, по мнению М.О. Гершензона, взяла на себя слишком много функций. В ней произошло позитивистское смешение истории общественной, духовной и собственной литературы. Надо разделить историю эволюции литературной формы и собственно умонастроения эпохи. Кроме того, те принципы, которые были выработанные Гершензоном в изучение в средних веков и классической древности, были перенесены на исследование XIX в. Благодаря близости семейства жены – Гольденвецзеров семейству Л.Н. Толстого, Гершензон имел замечательную возможность общаться с великим писателем, что не могло не отразиться на мировоззрения Михаила Осиповича.
        Сюжеты, выбираемые Гершензоном-исследователем, отражают в первую очередь то, что волнует его самого. Прежде всего это личная идея самосовершенствования, личная рефлексия – все это стимулы для выхода русской культуры на передовые рубежи культуры всемирной, общечеловеческой. Увлечение Гершензона А.С. Пушкиным, его эпохой, окружением и культурным фоном представляло собой попытку проследить целостное воссоединение исторического и интуитивного. Критики упрекали М.О. Гершензона-эссеиста в том, что в своих пушкиноведческих изысканиях он преувеличивал биографический элемент в творчестве поэта. Кроме того, Гершензон трактовал некоторые произведения Пушкина, исходя из своих концепций. Другим направлением в творчестве писателя является его литературно-критическая работа в журнале «Научное слово» (1903-1905), «Вестник Европы» (1907-1908). А сотрудничество в журнале «Критическое обозрение» приводит к тому, что, помимо чисто академических знакомств, Гершензон приобретает и связи в кругах литераторов- Вяч. Иванова, Вл. Ходасевича, А. Белого, А.М. Ремизова. С ними его связывают не только глубоко дружеские отношения, но и близость в области мировоззрения. Несмотря на то, что Гершензон исповедует «религиозное народничество», он, будучи сторонникам либерально-демократических взглядов, становиться инициатором и главным организатором в создание сборника «Вехи», вышедший в 1909г. и ставший крупным, вызвавшим острую полемику общественным событием. М.О. Гершензона обвинили в «охранительстве устоев», припомнив ему слова о том, что интеллигенции не стоит и мечтать о слияние с народом, но бояться она должна больше всех казни власти и должна благословлять эту власть, которая своими штыками еще ограждает ее от ярости народной. В.В. Розанов, приятно удивленный тем, что среди русских революционеров «обнаружил Шатовых», в переписки дружески советует Гершензону не участвовать в журналистике и отойти в сторону от шумящих и борющих партий в свое уединение. Розанов рекомендует Гершензону познакомиться с наследием К.Н. Леонтьева, так как, по его мнению, далеко не случайно близость взглядов на судьбу русской интеллигенции К.Н. Леонтьева и М.О.Гершензона. Гершензон предложением заинтересовался и просил В.В. Розанова выслать ему материалы о Леонтьеве. НО в дальнейшем тема так и не получила своего развития. Основной недостаток русской интеллигенции, по мнению Гершензона, в бедности ее духовно-мировоззренческого потенциалы. Появление сборника была для Гершензона достаточно случайным. В 1909- 1914 гг. мыслитель отходит от политики и всецело погружается в академические штудии.
        В 1910г. выходить его книга «Жизнь Печерина».
        В своих работах Гершензон менее всего философ, а более всего эссеист: солидная источниковедческая база сочетается у него с блестящим, «помещичьим» (Розанов) стелем. Именно в этом ключе созданы «Образы прошлого»(1912) и «Грибоедовская Москва» (отд. Изд. 1914). Упорный литературный труд оставлял тем не менее время и для эпистолярной работы: около 4 тыс. писем Гершензон написал только матери и брату, за что его называли «бытописателем преимущественно… интеллигентских кругов» Москвы (Письма к брату. – С.VII). Кроме того, М.О. Гершензон в издательстве М. и С. Сабашниковых организовал серию «Памятников мировой литературы», где совместно с Вяч. Ивановым подготовил том переводов из Петрарки. Но вершиной творчества М.О. Гершензона стало издание сочинения Чаадаева: (В 2т. – М., 1914), причем сам исследователь понимал, что итог его работы вовсе не итог изучение всего наследия Чаадаева: рано или поздно найдутся и другие материалы о философе и его творчестве. Штудии Гершензона, конечно, были не свободны от ошибок. Так, он прописал П.Я, Чаадаеву «мистический дневник», написанный в действительности Дмитриев Александровичем Облеуховым (ум. В 1827)- ученным – естественником, мистиком и масоном. Ряд других академических изданий, осуществленных либо самим Михаилом Осиповичем, либо под его наблюдением («Декабрист Кривцов и его братья» (1914), Письма А.И. Эртеля, Полное собрание сочинения поэта И.С. Никитина (1912)), отличаются все тем же высоким академизмом и блестящими разработками темы. Однако предреволюционные годы с их интенсивной интеллектуальной жизнью общества рождают в душе писателя болезненный диссонанс: «Никто не жил, - пишет он в “Вехах”, - все делали (или делали вид, что делают) общественное дело». Сам Гершензон понимал двусмысленность и фальшивость положения творческой интеллигенции. В 1917г., когда произошла социалистическая революция, Гершензон все цело стал на ее сторону, чем вызвал резкую критику со стороны своих бывших единомышленников Н.А. Бердяев и Л. Шестова. Но никого причудливого поворота мыслей, как в случае с «Вехами», здесь не было. В «Переписке из двух углов» (совместно с Вяч. Ивановым, 1922) мыслитель пишет о «досадном бремени» всех накопленных веками ценностей человечества. Чувство перенасыщения культурой тяготит его, вызывает желание «кинуться в Лету, чтобы бесследно с души смылась память о всех религиях философской системах…» Он мечтает выйти на берег «нагим, легким и радостным», помня только одно, как тяжело было в них и как легко стало без «душных одеяний культуры». Последние годы жизни писателя (1918-1925) это бегства в мир науки. Работы «Мудрость Пушкина» (1919) и «Видение поэта» Пушкина, по мнению Гершензона, Слово, которое является отражением не всегда осознанного для поэта смысла. Основной метод прочтения поэта по Гершензону – «медленное чтение». Читая медленно, пишет он, мы видим, что на его «европейском лице проступают пыльные морщины Агасфера». Усталость от «бремени культуры» приводит к тому, что тон итоговых работ Гершензона теряет свою легкость и прозрачность. В книге «Ключи веры» (1922) писатель исследует соотношения божественного и человеческого. По мнению М.О. Гершензона, взаимоотношения человека и Бога – это борьба двух страдальцев, «необузданного гневного, нетерпеливого великана-учителя» и крошечного «упрямого и лукавого» -ученика. Оба они изнемогают в борьбе. Бог стремиться научить искусству жизни, действуя через общее им обоим – через вещество, т.е. тело, чередуя свое одобрительное «да», телесное благополучие, с гневным «нет»- болезнью голодом. Человек обречен учиться этому искусству, но ненавидит и его и учителя (Бога. – С.Н.), и само искусство. Бог же по мнению Гершензона, - необходим и сложен, рассказ о нем имеет форму мифа.
        В 1925г. Гершензон скончался от туберкулеза.
Лучшая система раскрутки!

Лучшая система раскрутки!
Рейтинг@Mail.ru

copyright 2003 by Fetisof Sergey, all rights reserved


Hosted by uCoz