Главная страница
Аристотель
Жана д'Арк
Наполеон
Боливар
Леонарда Да Винчи
Джон Кальвин
Уолтер Рэли
Джозеф Листер
Маркиз де Лафайет
Джордж Карвер
Букер Вашингтон
Чарлз Дарвин
М.О. Гершензон
Карл Пирсон
Вильгельм Вундт
Чат для Знаменитых

Вильгельм Вундт. (1832-1920)

       Известный немецкий психолог, физиолог, философ. Вундт после окончания медицинского факультета (Тюбинген) работал в Берлине у И. Мюллера, защитил диссертацию в Гейдельберге (1856), где занял должность преподавателя физиологии в качестве ассистента Гельмгольца. Став профессором философии в Лейпциге (1857), Вундт создал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии (1879), преобразованную в институт. Занимаясь физиологией, Вундт пришел к программе разработки психологии как самостоятельной науки, независимой от физиологии и философии (разделом которой ее было принято считать). В своей первой книге «Материалы к теории чувства восприятия» (1862), опираясь на факты, относящиеся к деятельности органов чувств и движений, Вундт выдвинул идею созданию экспериментальной психологии, план которой был изложен в «Лекциях о душе человека и животных» (1863). План включал два направления исследования:
а) анализ индивидуального сознания с помощью экспериментально контролируемого наблюдения субъекта за собственными ощущениями, чувствами, представлениями;
б) изучения «психологии народов», т.е. психологии аспектов культуры – языка, мифа, нравы различных народов и т.п.
       Следуя этому замыслу Вундт первоначально сосредоточился на изучении сознания субъекта, определив психологию как науку о «непосредственном опыте». Он назвал ее физиологической психологией, поскольку испытуемые субъектом состояния изучались посредством специальных экспериментальных процедур, большинство из которых были разработаны физиологией (преимущественно физиологией органов чувств - зрения, слуха и т.д.). Так как продуктом этой деятельности этих органов является осознаваемые субъектом психологические образы, то именно они, в отличие от телесной организации, рассматривались как особый объект изучения, относимый уже не к физиологии, а к психологии. Задача усматривалась в том, чтобы эти образы тщательно анализировались, выделяя исходные, простейшие элементы, из которых они строятся. Вундт также использовал достижения двух других новых разделов знания – психофизики, изучающие на основе эксперимента и с помощью количественных методов закономерные отношения между физическими раздражителями и вызываемыми ими ощущениям, и другого особого направления, определяющего опытным путем время реакции субъекта на предъявляемые стимулы. Кроме того, к тому времени была предпринята английским ученным Гальтоном попытка экспериментально изучить, какие ассоциации у человека может вызвать слово как особый раздражитель. Оказалась, что на одно и тоже слово человек, которому его предъявляют, отвечает самыми разными реакциями, притом не только словесными, но и образными. Это побудила заняться его классификацией реакций, подсчетов их количества, времени, которое протекает от предъявленного слова до реакции на него и т.п. И в этом случае применялись количественные методы. Объединив все эти методы, уточнив их, Вундт показал, что на основе экспериментов, объектом которых служит человек (тогда как прежде эксперименты ставились только на животных), психология может разрабатываться как самостоятельная наука. Полученные результаты были изложены в книге « Основы физиологической психологии» (1880-1881), ставшим первым главным трудом, по которому обучались, не только у самого Вундта, но и в других центрах, где появились специалисты по новой дисциплине – экспериментальной психологии, – отцом которой стали называть Вундта. Задачи психологии, как и всех других наук состоит, по Вундту, в том, чтобы
а) выделить путем анализа исходные элементы;
б) установить характер связи между ними.
в) найти законы этих связи.
Анализ означал расчленение непосредственного опыта субъекта. Это достигается путем интроспекции. Ее не следует смешивать с обычным самонаблюдением. Интроспекция - особая процедура, оторая требует особой подготовки. При обычном самонаблюдении человеку трудно отделить восприятие как психический внутренний процесс от воспринимаемого предмета, который является не психическим, но данным во внешним опыте. Испытуемый должен уметь отвлекаться от всего внешнего, чтобы добраться до исконной «материи» сознания. Она состоит из элементарных, далее неразложимых «нитей составных частей». Им присущи такие качества, как модальность (например, зрительные ощущения отличаются от слуховых) и интенсивность. К элементам сознания относятся также чувства (эмоциональные состояния). Согласно гипотезе Вундта, каждое чувство имеет три измерения:
а) удовольствие – неудовольствие,
б) напряженности – расслабленности,
в) возбужденности – успокоения.
Простые чувства, как психические элементы, варьируют по своему качеству и интенсивности, но любое их них может быть охарактеризовано во всех трех аспектах. Эта гипотеза породила множества экспериментальных работ, в которых наряду с данными интроспекции были использованы объективные показатели об изменения физиологических состояний человека при эмоциях. Стремясь отстоять самостоятельность психологии, Вундт доказывал, что у нее имеются собственные законы, а ее явления подчинены особой «психической причинности». В поддержку этого вывода он ссылался на закон сохранения энергии. Материальное движение может быть причиной только материального же. Для психических явлений существует другой источник и они, соответственно, требуют других законов, к которым Вундт относил: принципы творческого синтеза, закон психических отношений (зависимость события от внутренних взаимоотношений элементов, например, мелодии от отношений, в которых находятся между собой отдельные тона), закон контраста (противоположности усиливают друг друга) и закон гетерогенности целей (при совершении поступка могут возникать не предусмотренные первоначальной целью действия, влияющие на его мотив).
       Теоретически воззрения Вундта стали предметом критики и к концу столетия большинством психологов были отвергнуты. Его главный просчет усматривался в том, что сознание, как предмет психологии, трактовалось им, исходя из постулата о том, что только сам субъект способен сообщить о своем внутреннем мире, благодаря интроспекции («внутреннему зрению»). Тем самым утверждалось всесилие субъективного места.
Лучшая система раскрутки!

Лучшая система раскрутки!

copyright 2003 by Fetisof Sergey, all rights reserved


Hosted by uCoz